ЗАМЕТКИ О КРАСОЧНЫХ ВАЛАХ. Журнал "Печатный бизнес" 2008 г. №10.

Как известно, покрытия для красочных офсетных валов подбирается по эксплуатационным характеристикам (стойкости валов, качеству краскопередачи и т.д.). По словам Сергея Сергеева, заместителя директора по резинотехническому производству ООО «Формат», к.т.н., для типографий этот процесс достаточно длительный, поскольку валы в среднем меняются один раз в 1-2 года. И для того, чтобы подобрать оптимальный вариант минимум, что нужно сделать — это промониторить рынок на предмет ассортимента так сказать ценовых и качественных предложений и опробовать валики от разных производителей.

 

Как отмечает Дмитрий Абрамов, директор НПФ «Политехника», в целом рынок красочных валов можно разделить на три ценовых сегмента. Первый — нижний — представлен продукцией, изготовленной из отечественного сырья. Второй сегмент — средний — красочные валы отечественного производства, изготовленные из импортных материалов. И, наконец, высокий ценовой сегмент — оригинальные валы иностранного производства.


По утверждению Сергея Сергеева, использование более дорогих, но качественных валов приведет в конечном итоге и к экономической выгоде, поскольку валики изготовленные, например, из русской резины работают в два раза меньше, а дешевле всего лишь на 30% по сравнения с валиками изготовленными из импортного сырья.


Следует обратить внимание, что многие отечественные производители полиграфических валиков на сегодняшний день поставляют высококачественную продукцию, поскольку работают на импортном сырье, что является первоопределяющим. Поэтому с уверенностью можно заявить, что не только германские производители делают продукцию высокого качества, отечественные производители не уступают им при условии использования соответствующих резиновых смесей.

 

В разрезе
Самым распространенным материалом для красочных валов на сегодняшний день является резина на основе различных синтетических каучуков.
По комментариям Елены Буларга, руководитель отдела технологической поддержки компании «Гейдельберг-СНГ», самое главное, что необходимо учитывать при выборе резины, это соответствие покрытия типу использующихся красок. Так, для печати обычными масляными красками (неполярный материал, основным компонентом которого является масло), используются валики с покрытием из полярного материала. Наибольшее распространение здесь получил бутадиен-нитрильный каучук  (NBR), устойчивый к воздействию масел. А, к примеру, для печати УФ-отверждаемыми красками (полярный материал) покрытие валиков должно состоять из неполярного материала. И тут обычно используется этилен-пропилен-диеновый каучук (EPDM), устойчивый к воздействию сложных эфиров, кетонов и акрилатов.


Говоря о покрытиях для офсетных валов пару слов нужно сказать о полиуретановом эластомере «Монотан», который в России применяет компания «С.П.Б.». Однокомпонентный полиуретановый эластомер «Монотан» отличается высокой износостойкостью и прочностью, однородностью структуры, стабильностью упругих свойств и твердости. Покрытие изготавливается литьевым способом, что гарантирует однородность структуры и стабильность упругих свойств и твердости, а также отсутствие клеевого шва случае изготовления резинового покрытия). Если говорить о качестве, то оно определено, во-первых, свойствами самого материала, во-вторых, качеством финишной обработки покрытия. Эластомерное покрытие из полиуретана «Монотан» может эффективно использоваться с большинством химических веществ, применяемых в офсетной печати. Полиуретан «Монотан» стоек к гидролизу, работоспособен в средах алифатических и ароматических углеводородов и масел. Как таковых, специальных рекомендаций по применению растворов для смывки краски с полиуретанового покрытия «Монотан» нет. Вместе с тем, ввиду отсутствия пор и пластификаторов в толще покрытия «Монотан», нерационально применять регенераторы для валов и пасты для глубокой очистки. Что касается срока службы валов, то он во многом определяется уровнем технической грамотности персонала типографии и культуры производства. 


Подводя итог, хотелось бы еще пару слов сказать о том, что необходимо знать при выборе соответствующего покрытия валиков:


• тип и поставщика печатных красок, а также соответствующие сертификаты безопасности для каждого продукта;
• тип и поставщика смывок и всех вспомогательных веществ, использующихся в данном процессе, а также соответствующие сертификаты безопасности для каждого продукта;
• тип печатной машины.


Предоставив эту информацию компаниям, занимающимся поставкой и восстановлением валов, можно быть уверенными, что вам подберут именно те красочные валики и именно с тем покрытием, которое будет оптимальным для вашего оборудования и для ваших целей.

 

Береги снову
Не секрет, что на срок службы офсетных валов влияет сразу несколько факторов. Правильность их установки, своевременный уход, качество используемых красок, смывочных средств и даже водопроводной воды — все это очень важно для долгой и бесперебойной работы красочных валиков. К примеру, на листовых офсетных машинах, в зависимости от производительности, частоты смывок и профилактических работ, при работе с обычными красками, валики могут прослужить от полутора до 5 лет. При печати УФ-отверждаемыми красками или в смешанном режиме, срок службы валиков обычно ниже. На рулонных офсетных машинах валики могут прослужить от полутора до 3-х лет.
Итак, начиная разговор об уходе за валами, в первую очередь, по мнению Елены Буларга, необходимо сказать об их упаковке. Так, новые валики должны храниться в оригинальной упаковке с опорой на ось, без давления и какого-либо другого воздействия на резиновое покрытие. Упаковка защищает валики от пыли, света, УФ-излучения и озона. При хранении валики необходимо защищать от прямого солнечного света и влаги. Нельзя касаться поверхности валов острыми предметами и также нужно избегать ударов по резиновому покрытию.


Также важную роль играет водопроводная вода, которая часто не соответствует требованиям технологии печати из-за большого содержания солей (нитраты, сульфаты, хлориды, бикарбонаты) кальция, магния, натрия, железа, а также кислорода, водорода, окиси углерода и таких примесей, как водоросли, взвешенные частицы, бактерии. Эти компоненты могут вызвать ряд проблем. Например, растворенный в водопроводной воде кальций при эмульгировании воды в краску реагирует с жирными кислотами краски с образованием известкового мыла. Этот процесс, происходящий в красочном аппарате, приводит к отложениям на резиновых валиках, вызывая плохую передачу краски. Так как эти известковые отложения имеют острые грани, то одновременно происходит механическое истирание поверхности валиков, что приводит к ухудшению краскопередачи, а также к затвердеванию валиков, вызывая их преждевременную замену.


Значительная доля проблем с печатью может быть вызвана и просто неправильной регулировкой валиков. Чаще всего это случается из-за отсутствия нормальной инструкции и безграмотности печатников. Нкоторые печатники, имеющие опыт настройки красочного и увлажняющего аппаратов, не утруждают себя изучением руководства по эксплуатации при смене в типографии печатной машины. Между тем у каждой машины своя схема красочного аппарата, и даже внешне похожие схемы могут сильно отличаться шириной контактных полос, дающих наилучший результат.


Качество регулировки красочного аппарата существенно влияет на долговечность и эффективность работы валиков. Если какая-либо пара валиков слишком сильно прижата друг к другу, резина во время работы заметно нагревается. Известно, что при повышении температуры на 10 градусов химические реакции идут вдвое быстрее. Кстати, это относится и к процессам старения резины (увеличивается механический износ поверхности). Поэтому целесообразно не реже, чем раз в полгода, проверять и регулировать прижим валиков в красочном аппарате.


Наиболее точный метод контроля — по отпечатку контактной полосы. Суть методики следующая: наносим на чистые валики достаточное количество желтой краски (чтобы она заметно шипела во время вращения валиков) и равномерно раскатываем ее. Затем машину останавливают и, выждав примерно полминуты, медленно проворачивают так, чтобы стали видны темные полоски, образовавшиеся на валиках в местах контакта. Измерить ширину этих полосок можно прямо на валиках, однако удобнее перенести их на бумагу. Берем два небольших клочка мелованной бумаги и аккуратно, не смазывая, налепляем их на валик вблизи торцов. След полосы контакта отпечатается на бумаге. Теперь можно измерить ее ширину линейкой и оценить равномерность давления вдоль валика. Конкретные значения ширины полос контакта должны быть указаны в руководстве по эксплуатации печатной машины. Как правило, для валиков диаметром 25-40 мм эта величина составляет 2,5-3 мм, для валиков диаметром 40-60 мм — 3-3,5 мм. Точно так же проверяется ширина полосы контакта между накатными валиками и формой. Обычно она должна быть на 0,5 мм больше, чем полоса между накатными и раскатными валиками. По полосе контакта сразу видны перекосы в установке валиков и бочкообразность, появляющаяся со временем под действием смывок и краски. Перекос валиков легко устраняется регулировкой. При наличии на оттиске «бочки» валик подлежит замене или перешлифовке.


Перед установкой в машину новых валиков их диаметры следует замерить. Можно использовать обычный штангенциркуль. Точность +/- 0,1 мм достаточна.
Прежде, чем установить валики на машину, не забудьте проверить наличие на них меток. По мере работы валики изнашиваются неравномерно. Чтобы после каждой разборки красочного аппарата не приходилось заново регулировать валики, нужно всегда устанавливать их на те же места и с той же ориентацией. Обычно на шейках валиков выбиты цифры, соответствующие их номерам по схеме, а соответствие красочным секциям на многокрасочной машине показано цветными колечками или второй цифрой. Если маркировки нет, ее нужно нанести самостоятельно (например, сделать надпилы надфилем).


Особую роль в жизни валиков играет своевременная и грамотная очистка.
Смывки, применяемые для повседневной очистки валиков, можно разделить на две группы.
Первая — это традиционные горючие смывки на основе нефтепродуктов. Они действуют на связующее вещество краски как растворители, делая ее достаточно жидкой для снятия с валиков резиновым ракелем.


Вторая группа, по словам Сергея Сергеева, получила распространение в последние годы — это так называемые водорастворимые смывки, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ). Такие смывки имеют несколько серьезных преимуществ по сравнению с горючими: они экономичнее, смывают вместе с краской все водо-растворимые загрязнения и бумажную пыль, не имеют запаха, наконец, не горят. Однако следует точно соблюдать пропорции разбавления этих смывок, так как ПАВы весьма активны и могут разрушить связующие вещества поверхностных слоев резиновых валов. Конечно, использование менее концентрированных смывочных растворов потребует больше времени для смывки краски, но это окупится более длительным сроком эксплуатации валов.


Не менее важную роль играет периодическая очистка. Для еженедельной и ежемесячной очистки существуют всевозможные профилактические гели и пасты. Они прочищают микропоры на поверхности валиков, частично растворяют солевые отложения, поэтому с их помощью раз в месяц можно проводить плановую глубокую очистку валиков.
Но и этого недостаточно для того, чтобы валики в красочном аппарате служили вам долго и исправно.


По словам специалистов, со временем на валиках красочного аппарата образуются отложения, которые не смываются обычными смывочными средствами. Валики покрываются глазурью, которая образуется из компонентов входящих в состав печатных красок, увлажняющего раствора, противоотмарочных порошков, запечатываемой бумаги. Из-за этих отложений происходит «оголение валиков», в результате чего краска не воспринимается поверхностью валика и снижается качество печати. Кроме того, из-за повышенной жесткости воды могут возникнуть карбонатные отложения в виде белого налета на красочных валиках. Белые кристаллы имеют острые окончания и повреждают поверхность валиков. В порах резины скапливаются и мельчайшие частицы краски, которые затвердевают и также осложняют процесс краскопередачи.


Для устранения такого рода проблем существуют средства, позволяющие сохранить свойства валиков и офсетной резины, продлить срок их службы. Такие смывки надо использовать систематически для профилактической чистки, чтобы избежать осложнений в печатном процессе, сохранить оборудование, а также при смене краски и других случаях, требующих срочной очистки валиков.


Елена Буларга советует для глубокой очистки валиков и при смене краски использовать такие специальные пасты, как Feboclean RE, Jelly Revitol. Для растворения известкового налета – средства типа Boettcher Pro EK, Calcium Deglazer. При работе с УФ-отверждаемыми красками подойдут специальные смывочные средства, например Feboclean UV, Ultr Wash-Up EPDM.


Итак, срок службы валиков красочного аппарата зависит от того, насколько правильным и качественным будет уход за ними. К сожалению, многие пренебрегают общеизвестными правилами по уходу за валами, делая серьезные ошибки. Назовем основные из них.


По мнению Сергея Сергеева, самое главное, чего необходимо избегать — это использования сильнодействующих реагентов для удаления краски с валиков и стекловидного налета на поверхности валов. Использование ацетона, толуола, уайтспирита или керосина, а также паст для быстрой смены краски, содержащих абразивные компоненты, очень пагубно сказывается на состоянии валов. Используйте мягкие реагенты для удаления известкового налета, и это существенно продлит срок службы валов.


Также частотной ошибкой является то, что некоторые печатники оставляют краску на валиках на ночь, чего делать категорически нельзя, даже если применяется противоокислительные аэрозоли.


Еще один важный нюанс — если секция машины не задействована при печати (работает на «холостом» ходу), валики красочного аппарата нужно защищать с помощью специальной пасты.


Распространенной ошибкой является и неправильное применение средства из-за отсутствия инструкции по его применению или следование тому же порядку применения, которое являлось правильным для подобного средства, но другой фирмы или наименования. Поэтому, прежде чем начать пользоваться смывочным средством, необходимо внимательно прочитать инструкцию. Некоторые средства смешиваются с водой в определенной пропорции в одной бутылке, другие не смешиваются или наносятся в определенной последовательности, или через определенный промежуток времени. Все это необходимо соблюдать, чтобы получить тот результат, который заложен фирмой-изготовителем.
И последнее, о чем хотелось бы сказать в этом разделе статьи — это об уходе за подшипниками. Как правило, резиновые валики образуют единый узел с подшипниками, поэтому большое значение имеет и контроль за состоянием последних (если быть точнее пары вал-подшипник), так как геометрия системы валов способствует продлению срока службы валов.


Подшипникам следует уделять особое внимание, не допуская скопления вокруг них подтеков краски, ворсинок, избытка смазки. Все подшипники, даже герметичные, следует регулярно смазывать снаружи тонким слоем жидкого масла, оно не позволит краске присохнуть к металлическим поверхностям. Подшипники скольжения нужно смазывать не реже одного раза в неделю.


Соблюдая все вышеобозначенные условия ухода за красочными валами, вы надолго забудете о необходимости их замены.

 

Новый вал лучше старых двух?
По словам Сергея Сергеева, существуют несколько групп свойств, которые определяют работоспособность резиновых валиков – это физические, химические и эксплуатационные.
Например, к эксплуатационным параметрам относятся правильный перенос (раскат) краски и увлажняющего раствора, теплопроводность, сохранение геометрии валика в процессе эксплуатации. К химическим — химическая стойкость к используемым в полиграфии материалам (смывкам, увлажняющим растворам, краскам и т.д.). К физическим параметрам относятся износостойкость, упругость, необходимая шероховатость и др.


Было бы замечательно, если бы мы могли сказать точный срок службы различных валиков. К сожалению, это практически невозможно, поскольку на длительность эксплуатации валиков влияет очень много параметров: это и условия эксплуатации, точность настройки валов и используемые краски, смывки и другая химия, тщательность ухода за валами и многие другие параметры.


Итак, если визуально заметно ухудшается раскат и перенос краски, резиновое покрытие выглядит блестящим и остекленевшим и средства для глубокой очистки и растворения кальциевого налета при этом не помогают, произошло набухание или усадка резинового покрытия, изменился диаметр валика по длине, края валиков истертые, деформированные или разбухшие, поверхность валиков липкая на ощупь, твердость покрытия значительно выше или ниже, чем у новых валиков, то Елена Буларга советует задуматься о смене валов. 


Эти показатели характеризуют крайний случай износа вала, но часто требуется замена вала гораздо раньше. И вот здесь не существует точных характеристик, по которым мы можем определить состояние резиновых валиков.


Существует два варианты замены валов — приобрести новые или восстановить старые.


Конечно же, новые валы лучше восстановленных, но, как утверждает Сергей Сергеев, если шейки валов еще в хорошем состоянии, то гораздо выгодней выполнить переобрезиновку вала, чем покупать новый. Минусом восстановленного вала является уменьшение его массы, поскольку перед обрезиниванием валика снимается часть металла со стержня и многократная переобрезиновка приводит к значительному уменьшению массы.


Также стоит учитывать, что если с валом проведен весь комплекс восстановительных работ (отремонтированы шейки вала, заменены подшипники, восстановлено резиновое покрытие), то этот валик будет работать так же хорошо, как и новый. Но часто заказчик, для того чтобы сэкономить просит только заменить резиновое покрытие, что не всегда оправдано. По правде говоря, полный ремонт вала по затратам сопоставим с изготовлением нового, поэтому оптимальным будет отремонтировать шейки валов и заменить резиновое покрытие. В этом случае заказчик экономит на покупке нового вала и получает при этом практически такое же качество.


Если же вы решили купить новые оригинальные валы, то необходимо ознакомиться со всеми возможными предложениями поставщиков.


Здесь следует обратить особое внимание на используемые материалы для обрезиновки валов. Сергей Сергеев: «Разговаривая со специалистами – химиками по эластомерам (резинами) я понял, что в полиграфических резинах нет „мелочей“. Так, директор по маркетингу фирмы Chase Elastomer  (химик по образованию, проработавший в сфере эластомеров всю жизнь) утверждает, что воспроизвести те или иные резиновые смеси для полиграфической промышленности практически невозможно. Например, в шинной промышленности достаточно обеспечить сходство резиновых смесей на 90% и аналогичные покрышки будут обладать теми же свойствами, что и оригинальные. А вот в полиграфии недостаточно воспроизвести их и на 99,5%. Изменив состав резины всего лишь на 0,5%, мы получим абсолютно другие характеристики резиновой смеси.


Около 3-х лет назад мы проводили исследования по получению резиновых смесей на российских предприятиях, специализирующихся на изготовлении резиновых смесей. Однако эти практические исследования не привели нас к получению качественной резиновой смеси для полиграфии. В настоящее время мы остановили свой выбор на поставщике резиновых смесей из Англии (фирма „Chase Elastomer“).


Второе значение в процессе обрезиновки имеет непосредственно сама технология, то есть весь техпроцесс изготовления обрезиненного валика. Совокупность технологических операций, начиная с входного и заканчивая выходным контролем, определяет качество полиграфического валика. Например, изношенная шейка вала, незамеченная на входном контроле, приведет к тому, что вал не будет работать как нужно.


Нами был проведен количественный анализ различных технологий обрезинивания валов, после чего мы пришли к выводу, что наиболее оптимальной с точки зрения качества и стоимости готового изделия является использование для нанесения резины „Трехвалковой машины“.


Дело в том, что использование экструдера оправдано лишь на партиях одинаковых валов в количестве 30 штук и набора валов для одной резины в количестве 100 штук. Использование ленточной намотки также является более дорогим видом гуммировки, так как здесь имеют место большие припуски и больший процент брака из-за возникновения воздушных пузырей в слоях резины. Трехвалковая машина позволяет достичь 0.1% бракованных изделий и оптимальна по переналадке на небольшие партии валов, каких большинство. Мы посещали несколько английских фирм по производству обрезиненных валов и убедились в эффективности данной технологии».

 

Закончить разговор о валах хотелось бы небольшим сводом нехитрых правил, выполнение которых позволит долгое время сохранить валы в рабочем состоянии:


• монтаж валиков в точном соответствии с требованиями производителя оборудования;
• установка зазоров между валиками в соответствии с техническими рекомендациями, для обеспечения хорошего взаимодействия поверхности валика с краской и увлажняющим раствором.
• необходимо избегать «сухого» прогона секции машины, т. к. это приводит к преждевременному разрушению поверхности валика и даже к ее выкрашиванию; в крайнем случае применять специальную пасту для защиты валов во время «холостого» прогона;
• применение красок и лаков, соответствующих данным валикам и наоборот, для определенных красок и лаков оборудовать машину валами с соответствующим покрытием;
• применение вспомогательных средств, соответствующих покрытию валов;
• соблюдение регулярных интервалов смывки и глубокой очистки валиков, своевременное снятие глазури с поверхности валиков;
• применение «химии» строго по инструкции производителя;
• при длительной остановке машины необходимо отставлять валики;
• обеспечение необходимых климатических условий печати (температура, влажность воздуха и др.);
правильное хранение валиков в том случае, если они не сразу будут устанавливаться в машину.

Система управления сайтом Host CMS